Тряпичная кукла
rag_doll
Самая интересная отрасль изготовления игрушек в Сергиевом Посаде – куклы. В зависимости от стоимости кукол делили на 3 группы. У самых дешёвых одежда рисовалась или держалась на клею. Более дорогие куклы имели более прочные и дорогие костюмы. Самые дорогие одевались в батист и кружева. По ярким характерным чертам каждая кукла получила название: пеленашки, скелетки, талии, матросики, моргалки. Одевание кукол в Сергиевом Посаде было новым видом исключительно женского ремесла. Первых одевальщиц привезли из Москвы в середине XIX в., и скоро эта профессия стала распространённой. В конце XIX в. в городе начинают изготавливать новые виды игрушек. Среди них были куклы в этнографических костюмах и русских исторических костюмах допетровских времён. К 1900 г. в Сергиевом Посаде насчитывалось около 144 наименований кукол в национальной одежде. Они представляли собой целые этнографические коллекции, знакомящие с русской историей и бытом. Производство кукол было хорошо организованно. Фарфоровые головки привозили из-за границы, а другие детали делались из дерева и мастики в местных мастерских. Кустари-надомницы одевали куклы в национальные костюмы, пользуясь рисунками художников и моделями этнографического отдела Румянцевского музея. В тряпичной кукле, как считают этнографы, наиболее древней и значимой чертой, является конструкция, которая определяет их традиционную принадлежность к тому или иному народу, либо к определённой местности. Так, ярославские куклы делались из плотной закрученной ткани. Для них характерна перевязка головы, крестообразная перевязка на груди и талии. По силуэтам такие куклы напоминают каменных баб. По свидетельству мастериц таким способом прежде делали огородное пугало: набивали соломой большой мешок и перевязывали его веревками. На пугало надевали старую одежду и ставили на огороде. Точно так же делали и масленичную куклу. Архангельские куклы ещё более чем ярославские сохранили образы обрядовой куклы. В основе у большинства из них – крест или деревянная палочка, обшитая тканью. Значительно реже, чем женский образ, в кукле встречается образ мужчины. Можно увидеть несколько кукол-мальчиков, но наиболее выразительной, даже гротескной, среди них можно назвать куклу "Охотник", поступившую в музей в 1921 г. из коллекции Е.А. Ляховой. Русские тряпичные игровые куклы наделены общей основой, обозначающей их внутреннее и внешнее (размер, абрис, соотношение частей, пропорции головы и туловища) сходство. Эта общность становится более заметной при сравнении их с куклами мастеров других национальностей. По мнению специалистов, русская кукла лишена внешней благообразности, порой нарочито груба и уродлива в чертах, но всё равно главным внутренним образным критерием в ней служит определённая моральность, деликатность, свойственная большинству русского крестьянства.