Деревянная игрушка
wood_toy
Столицей русской игрушки называли в XIX в. город Сергиев Посад Московской губ., т.к. 80% его населения было связано с производством, отделкой и продажей местной игрушки. Появившиеся в конце XVIII столетия деревянные резные игрушки тесно связаны с городской культурой и воплощают образы, навеянные неспешной провинциальной жизнью. К традиционному сергиевскому игрушечному ассортименту относятся барыни и гусары, вырезанные из трехгранных чурок 20 – 40 см. высоты и тщательно расписанные, фигурки "китайской мелочи", всадники и самые разнообразные солдатики. Однако специфику города определяла знаменитая Троице-Сергиева лавра, притягивающая богомольцев со всей России, и воплотившаяся в первой русской архитектурной игрушке – наборе "Троице-Сергиев монастырь". Примером современного осмысления этой темы может служить набор "ТСЛ" Моюнова С.Н. Спрос на сергиевскую игрушку был столь велик, что уже в начале XIX в. стала складываться кооперация местных игрушечников с резчиками близлежащих сёл и слобод. Так в с. Богородском, находящемся в 27 км. от города, изготавливали полуфабрикат – "бельё", который привозили возами, а посадские жители расписывали. Однако уже к середине XIX столетия сложился самостоятельный художественный почерк у богородских резчиков и появилась некрашеная резная скульптура, обогатившаяся позднее приспособлениями для движения и ставшая знаменитой русской игрушкой. "Кузнецы" и "куры на кругу", медведи-плясуны и "разводы", "тройки" и "хозяйства" известны во всём мире. В середине XIX в. в Московской губ. расцвёл токарный игрушечный промысел с центрами в Подольском, Звенигородском и Верейском уездах. Многоместные яйца, миниатюрные бирюльки, пирамиды, наборы песочников и кегли, шары, бочонки и чайные сервизы с самоварами – всё перечислить не возможно. Каждая форма окрашивалась чистым локальным цветом и искусно полировалась на токарном станке. Равномерно положенный в процессе многократной ручной шлифовки прозрачный лакокрасочный слой позволял сохранить интенсивность окраски и выявить текстуру древесины. В настоящее время сама профессия токаря стала уникальной, а токаря-виртуоза, подобного Ф.Е. Ромахину из д. Голохвастово, выточившего 100-местное яйцо, не сыскать. Однако традиции токарного дела продолжают в г. Климовске на предприятии "Климо", выпускающем ярко раскрашенные, забавные деревянные игрушки.